На территории Бразилии произрастает растение, называемое стевия. Местные жители издавна применяли его стебли для того, чтобы подсластить потребляемую пищу. Европейцы, после ознакомления с его удивительными свойствами, смогли (в 1931 году) выделить из него гликозит, который в форме экстракта получил название стевиоз. Коммерческое использование экстракта стевии началось в Японии в 1977 году.
В настоящее время выделенный из стевии экстракт достаточно широко используется в пищевой промышленности при производстве продуктов, в которые ранее добавляли сахар:
- в безалкогольных и алкогольных напитках;
- в кондитерских и хлебобулочных изделиях, таких как вафли, печенье, пряники, желе, конфеты и пр.;
- в сухом и сгущенном молоке, мороженом, сырках и пр.;
- при консервировании джемов и пюре;
- при производстве косметики;
- в зубных пастах, жевательных резинках, оболочках витаминов и таблеток;
- в процессе ароматизирования табачных изделий.
Правда, у экстракта стевии имеется и недостаток, который ограничивает масштабы его применения: стевиоз не подверженкарамелизации, вследствие чего он не может быть использован при производстве карамельных изделий. Однако недостаток выявлен только один, тогда как достоинств масса:
- исключительная польза для потребителей, так как стевия (как и ее экстракт) не содержит калорий и, в отличие от химических заменителей сахара, является растительным продуктом;
- большая экономия средств при производстве пищевых продуктов, так как подсластитель дешевле сахара примерно в пять раз, а требуется его в 200 раз меньше;
- серьезные технологические преимущества использования экстракта стевии заключаются в том, что он не разлагается в процессе термообработки и при использовании спиртовых растворов;
- исключительной долгий срок хранения позволяет использовать экстракт стевии в течение 10 лет без какой бы то ни было потери качества.
Стевиоз не требует сертифицирования и по праву назван продуктом 21-го века. В некоторых странах его даже считают стратегическим сырьем.